Как перевести садовый дачный дом в жилой?
Вопрос
Я постоянно живу в дачном поселке. Имею ли я право перевести садовый дом в жилой и зарегистрироваться в нем? Если да, то куда обращаться и какие нужны документы?
Ответ: До недавнего времени граждане не имели возможности перевести дачу в статус жилого дома и прописаться в нем, хотя и могли проживать там в течение всего года.
Когда садовый дачный дом становится жилым
Чтобы получить статус жилого помещения Ваша дача должна соответствовать следующим условиям:
- наличие водопровода, отопления и прочих жизненно необходимых коммуникаций;
- отсутствие претензий со стороны третьих лиц и правовых обременений в виде ареста и залога;
- расположение дачного поселка в городской черте.
При этом Вы имеете право перевести садовый дом в жилой, только если являетесь его исключительным собственником. Основанием тому могут служить:
- договор купли-продажи, дарения, мены и др;
- свидетельство о праве на наследство;
- акт ввода в эксплуатацию.
Перевести садовый дом в жилой Вы можете тремя способами:
- через суд;
- в органах местного самоуправления;
- по дачной амнистии.
Решение вопроса через суд
Суд правомочен определять возможность признания садового дома жилым. Для этого Вы обращаетесь с соответствующим заявлением. К нему прилагаете:
- договор купли-продажи, дарения или иной правоустанавливающий документ;
- акт сдачи в эксплуатацию, если дом был построен за ваш счет;
- копию паспорта;
- акт обследования жилого помещения, подтверждающий наличие коммуникаций и прочих бытовых благ. Составить его Вы можете при участии двух соседей и представителя дачного кооператива или садового товарищества;
- квитанцию об оплате государственной пошлины.
В ходе рассмотрения заявления суд установит, что в помещении действительно имеются все коммуникации и условия для нормальной жизни. После чего будет вынесено решение о признании садового дома жилым помещением.
Оно является основанием для внесения изменений в Государственный кадастр. Данная обязанность входит в полномочия кадастрового органа Росреестра.
Решение вопроса в органах местного самоуправления
Кроме суда пригодность дома для проживания может устанавливать комиссия, состоящая из представителей следующих учреждений
- местного исполнительного органа;
- СЭС;
- пожарной инспекции;
- БТИ;
- архитектуры и градостроительства.
Обследование объекта и заседание комиссии происходит в присутствии заявителя. Принятие решения о признании дома пригодным для проживания оформляется в виде акта, подписанного всеми членами комиссии. Данный акт вручается заявителю и служит основанием для регистрации права собственности и прописки в доме.
Прежде, чем совершить указанную процедуру Вам необходимо получить почтовый адрес. Для этого обратитесь в местный исполнительный орган с заявлением. К нему приложите все юридические и технические документы, касающиеся дома и земельного участка.
Почтовый адрес присваивается объекту недвижимости в течение 30 дней с момента подачи заявления. Получив документ о присвоении адреса, Вы должны оформить кадастровый паспорт на дом и зарегистрировать право собственности. Данные действия производятся уполномоченными органами Росреестра. Последним этапом Вашей работы является получение выписки из государственного реестра, подтверждающей перевод садового дома из нежилого в жилой.
Дачная амнистия
Дачная амнистия – это упрощенная процедура регистрации прав собственности на дачную недвижимость и землю, действующая до 31 декабря 2020 года. Воспользоваться этим правом могут граждане:
- получившие земельный участок по наследству;
- пользующиеся земельным участком в бессрочном порядке;
- владеющие частью территории, которая находится в собственности дачного кооператива, огороднического или садоводческого товарищества.
Дачная амнистия применима к постройкам, возведенным на земельных участках с такими целевыми назначениями, как:
- ведение ЛПХ;
- ИЖС;
- для садоводства и огородничества;
- для строительства дач;
- для ведения дачного хозяйства.
Чтобы перевести садовый дом из нежилого в жилой и зарегистрировать на него право собственности, Вам потребуются:
- паспорт;
- технический план;
- кадастровый паспорт;
- кадастровый план;
- технический паспорт;
- сведения, подтверждающие право пользования земельным участком;
- декларация (при отсутствии вышеуказанных технических документов);
- заявление установленного образца.
Данные документы передаются в Росреестр, где проходят проверку в течение 30 дней. По окончании этого срока Вам выдается свидетельство о праве собственности на садовый дом.