Вы можете получить бесплатную консультацию по телефону прямо сейчас

Звонки по России бесплатно

8 (800) 350-24-73

12 юристов онлайн

Получить консультацию

Решите бесплатно свой вопрос за 5 минут

Способы и порядок решения трудовых споров. Рассмотрение с разных сторон

Недоразумения, возникающие на работе, чаще всего связаны с нарушением норм ТК, положений коллективного договора и контракта. Стороны трудового спора — работодатель и подчиненный, решают конфликт мирным путем и достигают компромисса с помощью посредников. В противном случае они вынуждены обращаться в судебные инстанции.

Причины возникновения спора

Разногласия между руководством предприятия и сотрудниками чаще всего появляются по вопросам социального и материального обеспечения. По количеству участников споры делятся на индивидуальные и коллективные.

В первом случае конфликт возникает между работодателем и подчиненным, во втором — между руководством и группой сотрудников. Каждая из сторон имеет свои поводы для недовольства.

Основные причины для возникновения спора с администрацией предприятия у работника:

  1. Незаконное увольнение.
  2. Отсутствие возможности уйти в оплачиваемый отпуск.
  3. Задержка зарплаты, лишение премии и другие экономические факторы.
  4. Сотрудника не удовлетворяют условия труда.
  5. Руководство не предоставляет социальные льготы и гарантии — не отпускает в отпуск для получения дополнительного образования, не выплачивает компенсацию при увольнении и др.
  6. Несоблюдение техники безопасности труда по вине работодателя, что привело к заболеванию или получению подчиненным травмы.

Чаше всего основания для возникновения конфликта — это плохая организация производственного процесса, его несоответствие принятым стандартам и неэффективная система оплаты труда.

Важно. Существуют субъективные и объективные причины появления споров. К первым относится некомпетентность руководителя, незнание работником норм права, личная неприязнь работодателя к подчиненному и пр. Примером объективных оснований для возникновения противоречий в хозяйственных отношениях выступает нарушение прав сотрудника (например, задержка зарплаты) из-за тяжелого экономического положения фирмы.

Конфликт с подчиненным у работодателя чаще всего возникает по причине:

  • ненадлежащего выполнения трудовых обязанностей;
  • несоблюдения сотрудником правил внутреннего распорядка, установленных для конкретного предприятия;
  • порчи имущества компании;
  • совершения правонарушений — прогулов, пьянство на рабочем месте, постоянные опоздания и пр.

ТК РФ предусматривает 2 пути решения споров — досудебный и судебный. В обоих случаях к разрешению конфликта привлекается посредник — комиссия, инспекция по труду или суд. Основанием для рассмотрения ситуации, связанной с нарушением прав подчиненного или работодателя, выступает жалоба или исковое заявление.

Разногласия между руководством предприятия и сотрудниками чаще всего появляются по вопросам социального и материального обеспечения. По количеству участников споры делятся на индивидуальные и коллективные.
Причины возникновения спора

Варианты досудебного решения трудовых споров

Закон предусматривает различные варианты разрешения конфликтов, возникших между работодателем и подчиненными.

Оптимальным способом достижения компромисса с примирением сторон является решение спора в досудебном порядке:

  • путем обращения в созданную на предприятии трудовую комиссию;
  • подачей жалобы в инспекцию по труду.

Комиссия по трудовым спорам (КТС) формируется из числа сотрудников предприятия. Ее организационная деятельность обеспечивается руководством. В КТС входит одинаковые количество членов, представляющих интересы работников и администрации (ст.ст. 384-385 КТ).

Жалоба рассматривается в течение 10 дней. На заседаниях комиссии, которые проводятся в нерабочее время, обязан присутствовать заявитель. Решение КТС обязательно для исполнения обеим сторонами конфликта.

Это интересно. В США трудовые споры обычно рассматриваются судом присяжных. До предъявления иска к работодателю подчиненный вправе обратиться в Комиссию по обеспечения равноправия работников, которая находится в ведении Министерства труда. Она рассматривает жалобы и пытается достичь примирения сторон. Если мирного урегулирования не произошло, комиссия вправе предъявить иск о защите прав работника и сама представить его интересы в суде.

КТС может приглашать на заседания членов профсоюза, свидетелей и компетентных специалистов. Работодатель по просьбе членов предоставляет документы, которые имеют отношение к рассматриваемому конфликту. Если решение КТС не привило к достижению консенсуса и примирению сторон, рассмотрение спора переводится в судебную плоскость.

Важно. Работнику, в пользу которого комиссией вынесено решение, не стоит спешить в суд, если работодатель его не выполняет. Комиссия в этом случае оформляет удостоверение, которое имеет силу исполнительного листа. По истечение 3-месячного срока на основании этого документа судебный пристав обеспечит принудительное выполнение решения.

В инспекцию по труду работник обращается, если имелось нарушение его прав, но на предприятии не была создана комиссия. Жалоба, согласно ст. 386 ТК, подается не позднее 3 месяцев с момента создания конфликтной ситуации. Инспекция принимает различные виды мер для наказания виновных(ст. 356 ТК): обращается в органы правопорядка, отстраняет своим решением от работы и др.

Обратите внимание. Коллективные споры до обращения в суд решаются при участии примирительных комиссий или Трудового арбитража. К нему обращаются в том случае, если одна из сторон конфликта не желает участвовать в примирительной процедуре. На заседаниях присутствуют и их представители. Крайней мерой, к которой прибегает КТС, становится решение о проведении забастовки работников. При достижении консенсуса оформляется соглашение, положения которого обязательны для выполнения всеми участниками конфликта.

Закон предусматривает различные варианты разрешения конфликтов, возникших между работодателем и подчиненными.
Варианты досудебного решения трудовых споров

Обращение в суд

Иск при наличии трудового спора вправе предъявить как работодатель, так и подчиненный. Конфликты между сторонами рассматриваются в судебном порядке согласно положениям ст.ст. 391-397 ТК.

Основанием для подачи искового заявления выступает:

  • несогласие работника или руководителя с решением КТС;
  • ходатайство прокуратуры, которая считает, что решение комиссии противоречит ТК;
  • комиссия на предприятии не была организована;
  • требование возместить материальный ущерб, причиненный сотрудником;
  • восстановление в должности, выполнение низкооплачиваемой работы, изменение даты или несогласие подчиненного с причиной увольнения, неоплаченный вынужденный прогул.

Иски по всем видам споров подаются в суды общей юрисдикции. В Арбитраже рассматриваются только трудовые конфликты, возникшие в ходе банкротства предприятия.
Законодательство РФ защищает права всех участников трудовых взаимоотношений.

Различают досудебное и судебное урегулирование конфликтов между подчиненными и работодателями. Рассмотрение споров производится согласно положениям ТК и других нормативных актов.


 

 

Юрист на сайте
Наталья Ерёменко
Стаж более 10 лет
Задать мне вопрос
На нашем сайте вы можете получить юридическую консультацию.

 

67 юристов в нашем
постоянном штате

295 консультаций оказано
за последний месяц

12 юристов онлайн

Задать свой вопрос

Решите бесплатно свой вопрос за 5 минут