Замена фамилии в паспорте после заключения брака
Вопрос
Несколько дней назад вышла замуж и сменила фамилию. Теперь не знаю куда обращаться за заменой паспорта. Какие документы нужно предоставить и сколько это будет стоить? Выдают ли временный паспорт пока вносятся отметки и можно ли это сделать онлайн через Госуслуги?
Ответ: Замена паспорта осуществляется в Управлении по вопросам миграции МВД, ранее это подразделение называлось Федеральной миграционной службой (ФМС). Стоимость услуги фиксированная и определяется Налоговым кодексом.
Документы
Документы для замены паспорта при регистрации брака определяются семейным законодательством и Управлением по вопросам миграции.
На территории РФ гражданам, вступающим в брак, предлагается несколько вариантов для определения фамилии в браке:
- каждый из супругов остается на своей фамилии, в таком случае менять паспорт не требуется;
- один из супругов берет фамилию другого супруга, в таком случае замене подлежит паспорт супруга, который берет новую фамилию;
- супруги или один из них берет двойную фамилию, при этом требуется заменить паспорт.
Документы для замены паспорта можно подразделить на два вида: основные и дополнительные. Основные документы требуются всем и всегда, дополнительные при наличии веских оснований, определенных законодательством.
К основным документам относятся:
- Заявление о замене фамилии. Работник Управления предоставляет заявителю документ по форме 1П, который тот должен заполнить в соответствии с требованиями оформления документов. Заявление может составляться с помощью печатного набора на компьютере или синей (черной) шариковой ручкой вручную. Образец заполнения представлен на стендах Управления или на сайте учреждения, помимо этого, на сайте можно скачать пустой бланк и заполнить его самостоятельно.
- Действующий паспорт заявителя, в котором должна присутствовать отметка о заключении брака.
- Свидетельство о заключении брака, в котором отражается прежняя фамилия заявителя и новая. Заявителю необходимо сделать копию документа для предоставления ее в Управление, а также показать оригинальное свидетельство для сверки информации.
- Квитанция или иной документ, который подтверждает оплату государственной пошлины.
- 2 фотографии размером 35×45 мм, при этом отмечается, что овал лица заявителя должен занимать не менее 70-80% от общего размера фотографии.
Дополнительные документы предоставляются по требованию Управления по вопросам миграции либо при возникновении оснований для самостоятельного предоставления дополнительных бумаг.
Дополнительными документами являются:
- военный билет, если лицо является военнообязанным;
- свидетельство о рождении ребенка для внесения соответствующей информации в паспорт заявителя, если ребенок не достиг 14-летнего возраста;
- документы, устанавливающие факт постоянной регистрации, если по каким-то причинам в прежний паспорт не была внесена такая информация.
Внесение информации о детях является добровольной процедурой. Если вы не хотите, чтобы данные о наличии у вас детей были в паспорте, то можете просто не подавать в Управление свидетельства о рождении детей.
Как оплатить госпошлину
В соответствии с п. 17 ст. 333.33 НК РФ, размер государственной пошлины за замену паспорта составляет 300 рублей. Оплатить пошлину можно с помощью перевода через банкоматы или терминалы банковских учреждений, посещении кассы Сбербанка и других банков, предоставляющих такие услуги, либо с помощью перевода по реквизитам через приложение Сбербанк-онлайн.
Возможные способы оплаты государственной пошлины лучше уточнить у представителя Управления по вопросам миграции.
Временное удостоверение личности
В период изготовления нового паспорта гражданина РФ по личному заявлению лицу выдается временное удостоверение личности.
Если у вас есть необходимость в получении временного «паспорта», то работники Управления не имеют права отказать вам в предоставлении такого документа. Однако для его оформления необходимо составить соответствующее заявление и предоставить аналогичную паспортной фотографию.
Данная бумага выдается при подаче документов на замену действующего паспорта и изымается после выдачи нового.
Сроки замены
Законодательством устанавливаются четкие сроки по предоставлению документов для замены паспорта – вы должны обратиться в Управление по вопросам миграции не позднее тридцатидневного срока после регистрации брака и смены фамилии. В противном случае в отношении вас может быть возбуждено административное делопроизводство на основании ст. 19.15 КоАП РФ, которая предусматривает наказание в виде штрафа до 3 000 рублей для регионов России и до 5 000 рублей для Москвы и Санкт-Петербурга.
Если пропуск сроков был по уважительной причине, то привлечения к административной ответственности не последует. При незначительном пропуске срока – 1-2 дня, работник Управления может пойти навстречу заявителю и не инициировать возбуждение административного дела по собственному усмотрению.
Согласно п. 27 Административного регламента МВД, утвержденного Приказом МВД № 851 от 13 ноября 2017 года, на работников Управления по вопросам миграции накладываются обязательства по замене документов в четко установленный срок:
- в течение 10 дней при обращении гражданина в Управление по месту постоянной регистрации;
- в течение 30 дней при обращении гражданина по месту временной регистрации.
Срок изготовления и предоставления нового паспорта гражданину РФ, который сменил фамилию, начинает течь со дня предоставления заявителем полного пакета документов. Если по какой-то причине при первом посещении учреждения не были предоставлены все необходимые бумаги, то работа сотрудников Управление приостанавливается.
Как подать документы
На сегодняшний день законодательством предусматривается три способа обращения в Управление по вопросам миграции, которые используются на всей территории РФ.
К ним относятся:
- Обычный, предполагающий личное посещение Управления. В таком случае все осуществляется лично заявителем.
- Госуслуги. Для этого необходимо быть зарегистрированным пользователем портала, заполнить специальную форму на странице с подачей документов для замены паспорта, загрузить отсканированные документы (можно фотографии, так как большинство смартфонов умеют сканировать документы не хуже стационарного сканера) и отправить. На встречу с представителем Управления необходимо принести все отсканированные документы для их передачи уполномоченному лицу.
- Через МФЦ. Все необходимые документы можно принести в одно из отделений МФЦ. Далее, по факту готовности прийти за новым документом.