Порядок внесения изменений в Конституцию Российской Федерации
Порядок внесения изменений в Конституцию Российской Федерации регламентирован главой 9 Основного закона и ФЗ-33. Конкретная схема внесения корректив зависит от того, в какую именно главу или статью принимаются поправки. К примеру, для изменения ст. 65 Основного закона установлен упрощённый порядок внесения поправок. В настоящей статье рассмотрено, кто и как вправе изменять основополагающие нормы.
Какие предусмотрены формы внесения изменений
В целом существуют 3 формы изменения наивысшего законодательного акта РФ:
- изменение;
- пересмотр;
- принятие поправок.
С учётом выбранной формы устанавливается процедура внесения корректировок. Так, пересмотр, то есть принятие нового текста документа, возможен исключительно на всенародном голосовании. Предложения о внесении поправок вправе выдвигать субъекты, обозначенные в статье 134 рассматриваемого закона. Как таковые «изменения» вносятся лишь в статью 65, касающуюся субъектного состава России.
Теперь остановимся подробнее на порядке изменения конкретных глав Основного закона. Главы 1, 2, 9 Конституции пересматриваются и подлежат изменению в соответствии с порядком, закреплённым Федеральным конституционным законом (ФКЗ). Согласно этому ФКЗ, должно быть сформировано Конституционное Собрание и созван референдум. Это следует из статьи 135 Конституции РФ.
ФЗ-33 регулирует порядок пересмотра глав 3-8 Конституции РФ. В обозначенном федеральном законе детально закреплено, при каких условиях и каким образом вносятся, принимаются, одобряются и вступают в силу поправки.
Статья 65 Конституции РФ, закрепляющая субъектный состав нашего государства, подлежит изменению в порядке 137 статьи Конституции РФ и ФЗ-33. Причём в Федеральном конституционном законе, согласно которому в состав РФ принимается новый субъект либо в пределах РФ образуется новый субъект/меняется его конституционно-правовой статус, должно быть прописано положение о том, что в статью 65 Конституции РФ включены соответствующие изменения или дополнения.
Корректировка глав 3-8 Конституции требует принятия закона РФ о поправке к Конституции, наименование которого отражает суть вносимых изменений.
Кто правомочен вносить изменения
Нескольким субъектам предоставлено право вносить свои предложения, касающиеся пересмотра и поправок Конституции.
К ним относятся:
- Президент,
- Обе палаты федерального парламента,
- Федеральное правительство,
- Региональные законодательные (представительные) структуры,
- Группа, численность которой составляет не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов ГосДумы.
Этапы пересмотра Основного закона
Субъект, инициирующий поправки, вносит своё предложение в Госдуму в виде проекта закона. Такой документ рассматривается нижней палатой федерального парламента в трёх чтениях. Если проект получил 2/3 голосов от всего числа депутатов Государственной Думы и более, то он считается одобренным. После этого не позднее 5-ти дней проект закона направляется в верхнюю палату федерального парламента — Совет Федерации. По закону проводится обязательное рассмотрение.
Когда проект документа получает в свою пользу 3/4 голосов от общего числа сенаторов высшей палаты федерального парламента и более, то он считается принятым. Сенаторы могут отклонить проект закона, и тогда они вносят в нижнюю палату парламента предложение о формировании согласительной комиссии.
Одобренный проект акта, не позднее 5-ти дней со дня его принятия, направляется в региональные законодательные/представительные инстанции, где поправки должны быть рассмотрены в срок не позднее одного года. Период времени отсчитывается со дня принятия законопроекта.
Как только региональный законодательный/представительный орган одобрил внесённые коррективы, принятое им постановление, не позднее 2-х недель со дня его принятия, отсылается в Совет Федерации.
Совет Федерации, после получения обратно проекта закона, устанавливает результаты этого рассмотрения на своём заседании. Подведённые итоги оформляются сенаторами в виде специального постановления. Причём это постановление могут обжаловать глава государства и региональный законодательный (представительный) орган в течение 7-ми дней со дня его принятия. Рассматривает подобные споры Верховный Суд РФ в порядке законодательства об административном судопроизводстве.
Если законопроект нашёл одобрение среди законодательных (представительных) органов 2/3 субъектов РФ и более, то председатель Совета Федерации направляет документ президенту РФ. В дальнейшем документ должен быть подписан главой государства и надлежащим образом опубликован. Сделать это нужно не позднее недели со дня подсчёта итогов рассмотрения проекта региональными законодательными (представительными) инстанциями.
Президенту РФ на подписание и опубликование в надлежащем порядке отводится промежуток времени не более 14 дней со дня получения законопроекта.
Закон РФ, содержащий поправки к Основному закону, вступает в силу со дня его официального опубликования. Между тем сам документ может устанавливать иную дату вступления его в силу. Как только закон вступил в действие, глава Российской Федерации, не позднее месяца, проводит официальное опубликование изменённой Конституции. В ней же указывается дата введения в действие внесённых поправок.
Хронология изменения Конституции
Отечественный наивысший закон корректировался несколько раз после его принятия в 1993 году. Так, с 1996 года по 2008 год были изменены положения в связи с укрупнением регионов России и изменением их названий. В декабре 2009 года изменены сроки полномочий главы государства и Госдумы, что потребовало внести коррективы в Основной закон.
1 июля 2020 года проведено голосование по целому перечню изменений в Конституцию, среди которых наиболее важные положения касаются обнуления президентских сроков, принципов устройства судебной системы и назначения генпрокурора, социальной сферы и др. Так как население высказалось за проведение реформирования, то в ближайшее время ожидается существенное изменение Основного закона. При этом Павел Крашенинников, депутат Госдумы, заявил, что потребуется изменить около сотни актов федерального уровня.
Выводы
Изменения Закона, имеющего на территории нашего государства наивысшую юридическую силу, требует прохождения долгой и серьезной процедуры. В самой Конституции прописано, кто именно вправе корректировать ее положения. Малейшее нарушение закреплённой на федеральном уровне процедуры влечёт оспаривание и отмену принятых изменений.