Как ликвидировать ООО с единственным участником?
Вопрос
Я являюсь единственным учредителем в организации и директором в одном лице. Сейчас хочу ликвидировать ООО, долгов нет, деятельность тоже давно не ведется. Как готовить документы, если я один? Как формулировать решения? Хотелось бы иметь перед собой подробную схему действий.
Ответ: Порядок ликвидации ООО при наличии лишь одного учредителя имеет незначительные отличия от ликвидационных мероприятий, проводимых группой учредителей. Приведем последовательнос
1) Предварительный этап
- Сверьтесь с ФНС на предмет наличия задолженности перед бюджетом. С этой целью закажите соответствующую справку. Аналогичные документы запросите в ПФР и ФСС. Погасите долги, если они есть.
- Закажите в ФНС выписку из ЕГРЮЛ. Она вам пригодится для нотариуса.
- Составьте протокол, в котором будет содержаться всего два пункта:
- В первом пункте следует указать, что «единственный учредитель решил: ликвидировать общество с ограниченной ответственностью (полностью наименование) с такого-то числа, по такой-то причине (обычно здесь указывается, что ООО перестало быть прибыльным).
- Во втором пункте указывается: «ликвидатором назначить». Обычно в этом качестве указывается директор или единственный учредитель, но можно назначить и другое лицо.
Подпись под протоколом ставится единственного учредителя. Нумерация протокола не должна быть равной единице, поскольку такой номер имеет документ, подтверждающий создание ООО.
Выполнение следующих двух пунктов надо уложить в три дня, предоставляемых законом для оповещения налоговиков. Если в срок не укладываетесь, просто напечатайте новый протокол с более поздней датой.
- Скопируйте с сайта ФНС форму № Р15001, подтверждающую, что ваше общество начинает ликвидацию. Аккуратно заполните ее с учетом требований налоговой службы.
- У нотариуса заверьте подпись ликвидатора на этой форме. Нотариус, дабы убедиться в достоверности сведений, запросит у вас протокол решения учредителя и выписку из ЕГРЮЛ.
2) Подача подготовленных документов
- Подаются они в налоговую инспекцию самим ликвидатором или его представителем, если тот имеет нотариально заверенную доверенность. Можно отправить почтой, но тогда при наличии ошибок теряется много времени.
- Известить страховые фонды о начале ликвидации. Делается это в письменном виде. Текст – произвольный.
- Не позже, чем на шестой день после подачи заявления вы получите лист записи, который будет свидетельствоват
ь, что процесс ликвидации запущен. - После получения этого документа надо подать объявление в «Вестник государственной регистрации» – издание, в котором публикуются все аналогичные объявления. Процедура подачи подробно описана на сайте этого журнала.
Отметим, что с момента публикации, которую вам сообщит менеджер журнала, начинается период ожидания. Он дается ликвидируемым организациям для погашения долгов и раздела активов, а контролирующим организациям для проведения выездных проверок.
К концу двух месяцев надо сделать так, чтобы бухгалтерский баланс по всем показателям содержал исключительно нулевые значения. Ни дебиторской, ни кредиторской задолженности. Для этого имущество и денежные средства, оставшиеся после погашения долгов, надо выдать вам в личное пользование. Все это делается отдельными актами, которые потом будут служить основаниями для регистрации, например, в Росреестре.
3) Сдача балансов
- Сформируйте промежуточный баланс. Утвердите его решением единственного учредителя.
- Направьте этот документ в электронном виде в ИФНС. Отдельно распечатайте один экземпляр на бумажном носителе.
- Скопируйте с сайта ФНС форму № Р15001, проставив на это раз причину подачи ее – промежуточный баланс. Распечатайте ее, а у нотариуса заверьте подпись ликвидатора на этой форме.
- На экземпляре баланса поставьте в налоговой инспекции отметку, что баланс действительно сдан. Эти отметки ставит другой отдел ИФНС.
- В регистрационный отдел подайте форму № Р15001, промежуточный баланс и Заявку на публикацию в «Вестнике» (на ней надо поставить дату и номер публикации).
Если у вас промежуточный баланс нулевой, то ликвидационный можно сдавать сразу после получения из инспекции листа записи. Для этого:
- Сформируйте ликвидационный баланс и утвердите его решением единственного учредителя. Оправьте его в электронном виде и распечатайте один экземпляр на бумажном носителе.
- На экземпляре баланса поставьте в налоговой инспекции отметку, что баланс действительно сдан.
- Возьмите в отделении ПФР справку о том, что отчеты вы все сдали.
- Заплатите с расчетного счета госпошлину размером в 800 рублей. После этого сразу закройте банковский счет.
- Скопируйте с сайта ФНС форму № Р16001, проставив причину подачи ее – ликвидационный баланс. Распечатайте ее, а у нотариуса заверьте подпись ликвидатора на этой форме.
- Подайте эту форму в ИФНС вкупе с ликвидационным балансом, справкой из Пенсионного фонда и платежкой о внесении госпошлины.
- Не позже чем на шестой день вы получите Лист записи в реестр, в котором будет запись «ЮЛ ликвидировано».