Как участвовать в торгах по банкротству: с чего начать?
Имущество должника, который не может рассчитаться с кредиторами, включается в конкурсную массу и продается на аукционе. Участие в торгах по банкротству позволяет заработать на перепродаже активов, которые реализуются по сниженным расценкам. Аукцион проводится по инициативе арбитражного управляющего или сторонних организаций.
Имущество продается на открытых или закрытых торгах в виртуальном пространстве — на электронных площадках. Деятельность участников процесса регламентируется статьями 110, 138, 130 Закона № 127-ФЗ, Приказом Минэкономразвития № 495 от 23.07.2015, приложением в Приказу № 54 от 15.02.2010 и другими актами.
Что нужно знать для участия в торгах?
Приобрести активы банкрота может как физ. лицо, так и представитель организации или предприятия. Эксперты рекомендуют новичкам, у которых есть финансовые ресурсы для внесения задатка 10-25% за лот и его последующего выкупа, обратить внимание на следующие нюансы.
Покупатели имущества банкротов должны запастись не только свободными деньгами, но и временем. На первом и втором этапах аукциона цена лотов существенно выше, чем на третьем — публичных торгах, которых и ждут все участники. В среднем 3 стадии этой процедуры длятся 3-4 месяца.
- Географическая удаленность места нахождения имущества часто не позволяет оценить его реальное состояние, что влечет дополнительные затраты. Перед покупкой лота следует рассчитать транспортные расходы по его перевозке. Состояние объекта конкурсной массы может не соответствовать оценке организаторов торгов. Покупателю нужно быть готовым к тому, что для определения ликвидности имущества может потребоваться проведение независимой экспертизы.
- Организаторы торгов, чтобы сократить расходы, передают активы на ответственное хранение должнику. Недобросовестные граждане, не желая расставаться с имуществом, тайно продают объекты до окончания торгов. Покупателю нужно быть готовым к тому, что после оплаты лота может оказаться, что актива нет в наличии. Да, конечно, в ходе судебных разбирательств торги признаются недействительными, но это также требует временных и материальных затрат. Подстраховать участника аукциона от подобной ситуации может присутствие доверенного лица по месту нахождения лота.
Обратите внимание. Приобретая имущество, новый владелец обязан заплатить налог на собственность — транспортный за покупку автомобиля, земельный — участка и пр. Эти дополнительные расходы, как и затраты на регистрацию недвижимости, также следует иметь в виду участнику торгов.
Лотами на аукционе становятся материальные объекты (здания, предприятия, станки и оборудование, сырье, животные и пр.), финансовые (ценные бумаги, уступки требований по кредитным договорам) и нематериальные активы должника (ноу-хау, произведения искусства, программное обеспечение), а также имущественные права.
Покупатель должен иметь представление о ценности этих объектов. На площадках в день выставляется до 600 лотов, обработать такой поток информации и провести анализ достаточно сложно. Поэтому перед началом участия в аукционе нужно пройти обучение, либо самостоятельно ознакомиться с Законом о банкротстве.
Важно. Разработанная для физических лиц инструкция по применению рекомендаций экспертов имеет некоторые нюансы. Так, часть лотов не следует рассматривать как объекты покупки, не имея специального образования. Например, дебиторскую задолженность или право аренды. Их ликвидность устанавливается по результатам тщательной оценки лотов и ситуации на рынке финансистами и юристами. Частным лицам такие активы лучше не приобретать.
Как начать участвовать в торгах?
Данные о времени и дате проводимого аукциона, лотах и их характеристике, стартовой стоимости объектов имущества банкротящихся граждан или организаций являются общедоступными. Электронную платформу для торгов выбирают либо кредиторы, либо управляющий, который публикует сведения на площадках, аккредитованных его СРО.
Информацию о будущем аукционе можно найти в следующих источниках:
- в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве;
- в газете “Коммерсантъ”;
- на площадке, выбранной для продажи активов;
- в изданиях, которые печатаются по месту нахождения должника.
Потенциальный участник торгов должен зарегистрироваться на платформе и подать заявку оператору. Для обеспечения доступа необходимо иметь электронную подпись и провести аккредитацию. Крупные площадки проводят платную регистрацию. Без ЭЦП и аккредитации участие в торгах доступно только с помощью посредника по агентскому договору, который заключается между ним и заказчиком.
Какие документы нужны для регистрации на электронной площадке?
- Заявление.
- Копия паспорта физ. лица и выписки из ЕГРЮЛ или ЕГРИП для организаций-участников и предпринимателей.
- Копии учредительных документов.
- ИНН налогоплательщика.
- Свидетельства, подтверждающие полномочия руководителей компаний.
К пакету документов прилагаются 2 договора — о задатке и проект соглашения купли-продажи имущества банкрота. Заявка подается участником после опубликования информации о дате проведения аукциона. Если это было сделано менее, чем за 30 рабочих дней до начала продажи имущества банкрота, торги признаются несостоявшимися.
При отсутствии нарушений по окончании аукциона оператор оформляет протокол с результатами, организатор заключает с победителем договор купли-продажи. Лот оплачивается по указанным в соглашении реквизитам.
Эксперты рекомендуют новичкам зарегистрироваться на максимальном количестве площадок, находящихся в регионе проживания или близко к нему. Не нужно лениться ежедневно мониторить ситуацию и проверять имущество, которое планируется приобрести. Для успешного участия в торгах следует изучить действующее законодательство и тщательно рассчитывать все предстоящие расходы.