Неправильно оформили больничный лист: что делать?

Вопрос: Как правильно поступить бухгалтеру в случаях, если работник принес неправильно оформленный больничный лист или не заполненный до конца?

Ответ: Для начала укажем, что если неправильно оформленный больничный лист обнаружится при проверке, то эту сумму придется вернуть в ФСС. Если же выплаты по листу будут меньше положенных, то фонд должен будет доплатить организации.

Теперь по пунктам. Начнем со второй части вопроса.

1. Больничный лист оформлен с ошибками

На практике часто случается, что при заполнении больничного листа допускаются ошибки. Если они имеют принципиальный характер и приводят к недостоверности документа, то следует вернуть его работнику с тем, чтобы он внес в лечебном учреждении нужные исправления. Приведем наиболее характерные ошибки:

  • неверно указаны Ф.И.О. работника;
  • неверно указано место осуществления трудовой деятельности;
  • на листе отсутствует подпись врача;
  • на документе отсутствуют печати учреждения;
  • в документе присутствуют исправления, не завизированные врачом;
  • больничный лист оформлен лицом, не имеющим на то полномочий (приемным отделением поликлиники, например);
  • не совпадают даты выдачи больничного и освобождения от работы;
  • не указана причина нетрудоспособности;
  • превышен лимит, предоставленные одному врачу для выдачи больничного (10 суток для единовременного и 30 – для продления).

Работник может отказаться вносить исправления. Здесь возникает некая коллизия. С одной стороны, работнику можно ставить прогул, поскольку не доказан факт недомогания или болезни. С другой стороны, у него на это могут быть уважительные причины, да и ведь не он виновен в наличии ошибок. В таких случаях добросовестные работодатели пишут письмо в лечебное учреждение, оформлявшее больничный лист, просят подтвердить факт болезни и исправить допущение огрехи.

На период запроса следует создать комиссию и документально оформить отказ работника от участия в исправлении ошибок.

2. Больничный лист вообще не представлен

Первое побуждение работодателя в таком случае – поставить прогул. Однако торопиться здесь не стоит. Надо понять причины, почему так случилось.

Если причина была уважительной, а предупреждение о болезни – желание скрыть истинную причину отсутствия на работе, то поступать следует в зависимости от ценности сотрудника. Обязательно перед рассмотрением причин взять объяснительную записку с отсутствовавшего сотрудника. Как правило, в таких случаях на время отсутствия оформляют отпуск без сохранения заплаты.

Если причина оказалась неуважительной, то налицо нарушение трудовых обязанностей. Здесь неизбежно дисциплинарное взыскание. Степень его строгости определяет руководитель, если коллектив небольшой, или комиссия, если штат велик. Обязательно перед принятием решения взять объяснительную записку с прогулявшего сотрудника. Имейте в виду, что за подобный проступок в ТК РФ предусмотрено увольнение (расторжение трудового договора).