Коллекторы звонят на работу: имеют ли они на это право и что делать?

Вопрос: У меня долг перед банком. Небольшой, но отдать его я вовремя не смог. Некоторое время банк очень интенсивно звонил, затем перестал беспокоить, и дело перешло к коллекторам. Они сначала звонили на мобильный, а затем начали обзванивать телефоны на работе. Можно ли с ними что-то сделать? А то уже начальство косится.

Консультация юриста-антиколлектора: Банк имеет право «продать» вашу задолженность по кредиту коллекторам. После этого акта все права на требования долга переходят к агентству по «выбиванию» долгов (такова суть этой организации). Методы их работы своеобразны и часто граничат с нарушением закона.

Одним из излюбленных приемов коллекторов являются звонки вам на работу. Естественно, они попадают на ваших коллег или, что еще хуже, на руководство компании. Возникает неприятная ситуация. Приведем несколько советов, которые должны помочь вам выйти из нее с достоинством.

1) Как только коллекторы сообщат вашим коллегам, что вы им должны и проинформируют о сумме долга, то имейте в виду – они нарушили закон. Дело в том, что персональные данные клиента сообщать третьим лицам категорически запрещено.

Сначала внимательно прочтите кредитный договор и посмотрите, давали ли вы банку согласие на такую передачу информации. Обычно на этот пункт заемщик не обращает внимания, хотя и должен для собственной безопасности. Если не давали, то нарушил закон банк, если такая возможность предусмотрена, то придется «воевать» с коллекторами.

2) Попросите коллег, чтобы они отвечали односложно: это служебный телефон, не предназначенный для частных бесед. По нему никакой информации, если она не касается деятельности предприятия, не предоставляется, а при продолжении попыток подобные действия коллекторов будут рассматриваться как самоуправство с последующим сообщением в правоохранительные органы.

Помимо этого напомните коллегам, что есть такая статья 88 Трудового кодекса, которая гласит буквально следующее: «При передаче персональных данных сотрудника работодатель обязан соблюдать определенные требования: не сообщать персональные данные сотрудника третьей стороне без письменного на то согласия самого сотрудника, за исключением случаев, когда это необходимо сделать в целях предупреждения угрозы жизни и здоровью сотрудника».

3) Сообщите коллекторам, что они нарушают закон, и продолжение их неправомерных действий без последствий не останется. Вы будете вынуждены обратиться в правоохранительные органы, а затем и в суд. Уведомление следует оформить на бумажном носителе и отослать по почте. В прямой контакт по этому поводу с коллекторами вступать не стоит, поскольку на вас начнут давить, надеясь, что нашли слабое место.

4) После изучения договора можно переходить к жалобам. Не дожидаясь ответа от коллекторов, следует написать в три инстанции:

  • В прокуратуру по месту нахождения коллекторского агентства. Это ведомство призвано надзирать за соблюдением закона. Текст жалобы должен содержать всю необходимую информацию о кредите, о лицах, звонивших вам на работу, их контактных данных, о том, какие статьи закона нарушены банком или коллекторским агентством.
  • В Роскомнадзор. Здесь сделать упор на том, что сведения о заемщике и о его долге переданы огласке третьим лицам. Что категорически запрещено законом. Опять же, посмотрите, кто нарушил правовые нормы – банк или коллекторы.
  • В Центробанк РФ. Эта структура имеет очень сильное влияние на коммерческие банки и строго следит за соблюдением правил. Пожалуйтесь на то, что ваши данные переданы коллекторам в нарушение договора. Если, действительно, окажется, что произошло нарушение, будут приняты очень жесткие меры вплоть до отзыва договора с коллекторами. Если нет, то банку все равно крепко попортят нервы (это хоть немного вас успокоит). Кроме того, такие, как ваше, обращения помогут сформировать массу жалоб, на основании которой ЦБ РФ все равно предпринимать действия по прекращению беспредела.

Рекомендуем направить письма сразу во все адреса. Регламент рассмотрения такого рода обращений предусматривает, что срок рассмотрения жалоб не может превышать 30 дней. Анализируют информацию сейчас тщательно, поэтому, как только ведомство получит ваше заявление, оно сразу запросит у коллекторов и банка пояснения. Это даст вам некоторую передышку, в течении которой надо будет сообразить, что делать дальше.