Ответственность ИП перед клиентами после закрытия

Вопрос: Я вынужден прекратить работать как индивидуальный предприниматель. Однако по изготовленному мною оборудованию могут поступить претензии. Прекратятся ли мои обязательства перед клиентами после утраты статуса ИП? Буду ли я отвечать по ним и в дальнейшем, и если да, то в какой мере?

Ответ: По своим даже бывшим обязательства вам отвечать все равно придется. И вот почему.

В законодательстве нет нормы, указывающей на необходимость оповещения своих кредиторов. ИП, желающий прекратить деятельность в этом статусе, просто подает в налоговую инспекцию заявление и уплачивает госпошлину.

Однако индивидуальный предприниматель – это физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность на законных основаниях. Утратив статус, он не сможет заключать новые соглашения, но отвечать по старым обязательствам, несомненно, должен. Причем в сферу ответственности попадает все принадлежащее ему имущество, за исключением поименованного в статье 446 ГК РФ (единственное жилье и проч.).

События могут развиваться по следующим сценариям:

  • К вам обращается бывший клиент с претензией, а вы устраняете все разногласия путем материальной компенсации или исправления недостатков.
  • К вам обращается бывший клиент с претензией, а вы отказываете ему в удовлетворении требований. В таком случае он вправе обратиться в суд в течение трех лет (срок исковой давности). Судьи со 100% вероятностью примут его сторону, и вы заплатите еще и компенсацию.

В случае судебного процесса с физлицом рассматривать иск будет уже суд общей юрисдикции, а не арбитражный, который рассматривает дела с участием ИП.